однкнр

Аннотация к рабочей программе по ОДНКНР для 5 класса.
Рабочая программа по ОДНКНР предназначена для 5класса общеобразовательных
организаций и составлена на основе:
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовнонравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
Вентана - Граф, 2015.
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от
06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvww.consultant.ru/; http://www.garant.ru/.
Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015
г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38) //http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г.
№ 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г.
№19644) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ«Аксайская
СОШ№2им.Х.Г.Магидова» .
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью
учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных
областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Географии», «Искусства», «Технологии»).
Ведущие принципы организации обучения в 5-9 классах:
Культурологический принцип – определяет возможности широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет
обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать важнейшие
нравственные качества гражданина многонационального государства – толератность,
доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру,
обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае
предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий
возможность фиксировать образы и фактологическую сторону явления. Выявить
зависимость культурно-традиционных особенностей от природных условий и
окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для
коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных
ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность
социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции,

этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении
культуры своего региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества,
окружающая культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между
начальной, основной и средней школой.
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение
духовно-нравственной культуры многонационального народа России, еѐ нравственных и
моральных норм.
Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа
России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам
нравственного поведения народов России.
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов,
И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов,
Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда
Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о
героях – защитниках Отечества.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Южного
Урала.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Храмы Южного Урала. Духовная музыка. Богослужебное
песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Мечети Южного
Урала. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Синагоги в Челябинске и Троицке. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников России и Южного Урала,
связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Южного
Урала.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
День омовения Будды. День поминовения усопших. Уход Будды на небеса. Спуск Будды
на землю. Приход на землю Мантрейи.
Основные понятия и термины: сор, священная гора Меру, Сагаалган.
Искусство. Влияние буддийской религии на формирование художественных традиций.
Архитектура – монастыри, храмы-сумэ, субурганы. Скульптура. Живопись.
Буддизм в СССР. Буддизм в современной России.
Раздел 6 Проблемы духовной жизни современной России (2ч)
Работа над проектом.
Раздел 7 Проблемы духовно-нравственной культуры народов России (2ч)
Работа над проектом.

Литература основная:
Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013., В.И. Власенко, А.В. Поляков 2016
Методическое пособие «Основы духовнонравственной культуры народов России» Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013

Электронные образовательные ресурсы

Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
2. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
3. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (988)4342233

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».