Аннотация к рабочей программе по экономике 11 класс Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Экономика» разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами: • Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г. с изменениями к нему; • Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012. № 413 с изменениями к нему; • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (институт стратегических исследований в образовании РАО); • Учебный план МБОУ «Аксайская СОШ№2им.Х.Г.Магидова» Рабочая программа ориентирована на использование учебника Королевой Г.Э, Бурмистровой Т.В. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана Граф , 2011, 2012. (Сборник программно- методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2008 с.19-24; Программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основные цели завершающего этапа школьного образования состоят: — в завершении формирования у обучающихся — средствами культуры, науки, искусства, литературы — общей культуры и относительно целостной системы знаний, деятельности и представлений о природе, обществе и человеке; — в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства; — в развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования; — в обеспечении условий обучения и воспитания, социализации и духовнонравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности. Цели экономической подготовки на базовом уровне в старшей школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать: • воспитанию гражданской позиции юношества, основанной на идеях уважения труда, продуктивной компетентной профессиональной деятельности прав собственности во всех её формах; социальной ответственности в экономической деятельности; готовности активно участвовать в процессах модернизации и инновационного развития нашей страны; • развитию личности в период ранней юности, её духов-но-нравственных позиций и приоритетов, экономического образа мышления, способности к предстоящему самоопределению и самореализации в различных областях жизни, в том числе трудовой, профессиональной, предпринимательской; развитию интереса к изучению экономической науки и других дисциплин социально-экономического цикла; • углублению и систематизации знаний об экономической сфере жизни общества, полученных в основной школе, о базовых понятиях экономической науки, об экономической роли государства в условиях рынка, о ведущих тенденциях экономического развития в современных условиях, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, включая роли потребителя, работника, предпринимателя; • формированию основ экономического мышления, привитию навыков рационального экономического поведения, умению применять полученные знания для решения типичных экономических задач, аргументированных суждений по экономическим вопросам, используя различные источники информации; • овладению умениями получать экономическую информацию из различных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций. Цели курса: — понимать значение производства материальных благ как основы хозяйственной жизни; различать доходы, которые могут принести различные факторы производства; анализировать эффективность возможных вариантов экономического решения и делать эффективный выбор в условиях ограниченности ресурсов; — в вопросах функционирования рынка: понимать сущность рыночного равновесия как результата взаимодействия законов спроса и предложения; понимать роль конкуренции и необходимость государственного антимонопольного регулирования; понимать особенности рыночной системыхозяйствования, её преимущества и недостатки; — в вопросах экономики домохозяйства: анализировать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет; различать факторы, влияющие на заработную плату; анализировать ситуацию на рынке труда и оценивать собственные возможности на рынке труда; различать причины безработицы; — в вопросах экономики фирмы: понимать взаимосвязанность понятий «продукт производства», «выручка фирмы», «издержки», «прибыль»; сравнивать преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса; иметь представление об источниках финансирования бизнеса; различать права владельцев ценных бумаг; — в области экономики государства: понимать экономические цели и функции государства; уметь анализировать благосостояние граждан в разных странах на основе макроэкономических показателей, различать факторы экономического роста; анализировать фазы экономического цикла; понимать цели бюджетно- налоговой политики государства, представлять приоритетные направления развития российской экономики; — в области денежного обращения: понимать функции денег, различать их современные формы и качества; понимать роль банков и других финансовых организаций; анализировать инфляционные процессы; понимать цели денежно- кредитной политики Банка России; — в области международной торговли: понимать современные тенденции развития мирового хозяйства, место и роль России в современной мировой экономике, ориентироваться в текущих событиях в области международной торговли; — развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний; — воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности. Задачи курса: - Формирование умения экономического анализа общественных явлений и событий; - Развитие умения критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и суждений. - Способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни. - Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом: - Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; последствия инфляции; - Сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых; - Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену, смету/бюджет доходов и расходов, темп инфляции, уровень безработицы; - Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары. Общая характеристика учебного предмета Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии: • человек и фирма; • человек и государство; • экономика домашнего хозяйства. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточноцельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории,географии, литературы и др. Центральное звено учебно-методического комплекта по экономическому курсу данной программы — достаточно полный и универсальный по содержанию учебник «Экономика» (автор Королева Г.Э.). Место учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования Программа рассчитана на 34 часа 1 год обучения, в том числе, 1 вводный контроль и 1 итоговое тестирование, 4 контрольных работ. 1.Тема «Экономика фирмы». -5 2. Тема «Экономика государства» 10 3. Тема «Экономика мира -13 Общая характеристика предмета «Экономика» Реализация Программы в процессе обучения позволит обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере. Изучение предмета «Экономика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «История», «География», «Обществознание», «Информатика» и «Математика». Экономические знания помогают понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносят вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения предмета «Экономика» отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину; 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания; 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к экономическому образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; 8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; 9) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды. Метапредметные результаты освоения предмета «Экономика» предусматривают: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения экономических задач; 4) готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в раз-личных источниках экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; 6) умение определять назначение и функции различных социально- экономических институтов; 7) умение самостоятельно принимать эффективные решения; 8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; 9) владение навыками познавательной рефлексии. Предметные результаты освоения предмета «Экономика» на базовом уровне предусматривают: 1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и 7) общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; 3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую ин-формацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 5) сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; 6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика); 7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса Обучающиеся Данная программа обеспечивает уровень подготовки выпускников, соответствующий Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен: знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста; уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина. 5. Учебно-тематический план 6. Для достижения планируемых результатов программы по экономике имеется необходимое учебно-методическое и материально-технические обеспечение Учебно-методический комплекс: 1. Учебник. Экономика. 10-11 классы. Углубленный уровень: В 2-х кн. / Под ред. С.И. Иванова. — М.: Вита-Пресс, 2015. 2. Практикум по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. (Углубленный уровень образования) / Под ред. С.И. Иванова. - М.: ВитаПресс, 2015 3. Равичев С.А. и др. Сборник задач по экономике. 8-11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2015 4. Равичев С.А Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 кл. - М.: ВитаПресс, 2015 5. Ким И.А Сборник заданий по макроэкономике. 10-11 кл. Для учащихся (углубленный уровень) и студентов ВУЗов - М.: Вита-Пресс, 2015 6. Киреев А. П. «Универсальная рабочая тетрадь по экономике» – пособие для 10- 11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2015 7. Киреев А.П. «Ответы, решения и комментарии к универсальной рабочей тетради по экономике» – пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2013 8. Акимов Д.В., Дичева О.В., Л.Б. Щукина Л.Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. - М.: Вита-Пресс, 2015 9. Акимов Д.В., Дичева О.В., Л.Б. Щукина Л.Б. Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных. - М.: Вита-Пресс, 2015 10. Иванов С. И. Основы экономической теории. 10-11 класс. Преподавание курса. М.: Вита-Пресс, 2015 11. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Книга 1. Пособие для учителя М.: Вита-Пресс, 2014 12. Савицкая Е.В Уроки экономики в школе. Книга 2. Пособие для учителя М.: Вита-Пресс, 2014 13. Киреев А.П. Интерактивные уроки экономики: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2015 14. Киреев А.П. Экономика в графиках. - М.: Вита-Пресс, 2015