Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Аксайская СОШ №2 имени Х.Г.Магидова» РАССМОТРЕНО на заседании методического совета _________________________ _________________________ Протокол № ________ от «___» ___________ 20___ г. __________ /______________ СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по ВР _______/Сулейманова Я.К. «__» _____ _____ г УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______/Ибрагимов Р.М. «__» ______ _____ г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кадетского компонента «Шахматы» Направление «Обще-интеллектуальное» 1 год (срок реализации программы) 10-11 (возраст обучающихся) 5 класс 10 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по обще- интеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 18 - Распоряжение Президента РФ "О создании общеобразовательных учреждений кадетских школ и классов", - Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение от 29мая 2015 года №996-р) - Концепция духовно-нравственного воспитания - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189, зарегистрированном в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993); - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» Устав и локальные нормативные акты МБОУ «Аксайская СОШ №2 имени Х.Г.Магидова» - План внеурочной деятельности МБОУ «Аксайская СОШ №2 имени Х.Г.Магидова» Реализация рабочей программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматы» осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: 1. И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе 2. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда, Голенищев В.. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974. Основная цель программы- Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Для успешного достижения основной цели программы необходимо решить следующие задачи: - создать условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); - продолжить формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Срок реализации программы: 1год Место курса в плане внеурочной деятельности: в соответствие с планом внеурочной деятельности кадетского компонента МБОУ «Аксайская СОШ №2 имени Х.Г.Магидова» 10 на 2021-2022 год изучение курса в 5 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Актуальность В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов: • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресса образующих факторов учебного процесса • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный 10 выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Шахматы» Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. • При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Основные формы и средства обучения: • Практическая игра. • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. • Дидактические игры и задания, игровые упражнения; • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. • Участие в турнирах и соревнованиях. Предметные компетенции обучающихся: 1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: • Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам; • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен: • В проведении педагогом инструктажей; • В применении индивидуальных форм работы; • В корректировке игры; • В рекомендациях по выполнению комбинаций. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: • Педагогическое наблюдение; • Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях. 2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися 10 следующей деятельности: • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; • Изучении специализированной литературы; • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. Компетентностный подход выражен: • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала; • В проведении бесед; • В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучаемых. Планируемые образовательные результаты курса 1.Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. 2.Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. 3.Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. К концу учебного года дети должны знать/уметь: Знать: - обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; - ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. Уметь: - записывать шахматную партию; - матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; - проводить элементарные комбинации. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса«Шахматы». Личностные результаты освоения программы курса формирование установки на безопасный, здоровый образжизни; наличие мотивации к творческому труду, работе нарезультат; бережному отношению к материальным и духовнымценностям; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. формирование эстетических потребностей, ценностей ичувств; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том 10 числе в информационной деятельности, на основе представлений нравственных нормах, социальной справедливости исвободе. о Метапредметные результаты освоения программы курса Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессеработы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, соотнесение целей свозможностями определение временных рамок определение шагов решениязадачи видение итогового результата распределение функций между участникамигруппы планирование последовательности шагов алгоритма для достиженияцели; поиск ошибок в плане действий и внесение в негоизменений. Познавательные универсальные учебные действия: умение задаватьвопросы умение получатьпомощь умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой,сайтами умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающихкомпонентов; построение логической цепирассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметномзнании) способность принять другую точку зрения, отличную отсвоей; способность работать вкоманде; выслушивание собеседника и ведение диалога. Предметные результаты освоения программы курса Познакомить с шахматными терминами и шахматнымкодексом. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Сформировать умение ставить мат с разныхпозиций. Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов. Сформировать умение записывать шахматнуюпартию. Сформировать умение проводить комбинации. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управленияповедением. Содержание тем курса. 10 1. Организационный момент.Знакомство.Правила ТБ и история возникновения шахмат.(4 часа) Обсуждение правил поведения зашахматной доской.Знакомство с шахматными фигурами. 2. Знакомство с шахматной доскойи правилами игры.(2 часа) Шахматная доска. Диагональ, горизонталь, вертикаль. 3. Обучение ходам фигур,шах, мат,пат, шахматная нотация. (22 часа) Ладья.Знакомство с фигурой.Ладья.Дидактические игры.Слон.Знакомство с фигурой.Слон.Дидактические игры.Ферзь.Знакомство с фигурой.Ферзь.Дидактические игры.Король.Знакомство с фигурой.Король.Дидактические игры.Пешка.Знакомство с фигурой.Пешка.Дидактические игры.Конь.Знакомство с фигурой.Конь.Дидактические игры.Понятие «Шах». Шах.Дидактические игры.Понятие «Мат». Мат.Дидактические игры.Решение заданий «Мат в один ход» надемонстрационной доске. Решение заданий «Мат в один ход»индивидуально каждым учеником.Показ «Линейного мата» надемонстрационной доске. Отработка «Линейного мата» ученикамив парах. 4. Освоение основ дебюта. (6 часов) Основные дебютные принципы.Типичные дебютные ошибки.Показ «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка «Детского мата» учениками впарах.Показ защиты от «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка защиты от «Детского мата» учениками в парах. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Шахматы 1 2 3 Правила ТБ и история возникновения шахмат Обсуждение правил поведения зашахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами. Знакомство с шахматной доскойи правилами игры: Шахматная доска. Диагональ, горизонталь, вертикаль, Обучение ходам фигур,шах, мат,пат, шахматная нотация. Ладья.Знакомство с фигурой. Ладья.Дидактические игры. Слон.Знакомство с фигурой. Слон.Дидактические игры. Ферзь.Знакомство с фигурой. Ферзь.Дидактические игры. Король.Знакомство с фигурой. Король.Дидактические игры. Пешка.Знакомство с фигурой. Пешка.Дидактические игры. Конь.Знакомство с фигурой. Конь.Дидактические игры. 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 22 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 4 Понятие «Шах». Шах.Дидактические игры. Понятие «Мат». Мат.Дидактические игры. Решение заданий «Мат в один ход» надемонстрационной доске. Решение заданий «Мат в один ход»индивидуально каждым учеником. Показ «Линейного мата» надемонстрационной доске. Отработка «Линейного мата» ученикамив парах. Освоение основ дебюта. Основные дебютные принципы. Типичные дебютные ошибки. Показ «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка «Детского мата» учениками впарах. Показ защиты от «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка защиты от «Детского мата» учениками в парах. Итого: 2 1 1 2 3 1 1 1 2 3 1 2 6 1 1 2 4 1 1 1 2 2 1 1 34 20 14 1 Информационно-методическое обеспечение На занятиях используются: шахматная нотация; словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук. Учебно-методический комплект 1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983. 2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969. 3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984. 4. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991. 5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980. 6. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986. 7. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985. 8. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990. 9. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986. 10. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983. 11. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990. 12. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992. 13. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987. 14. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984. 15. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986. 16. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.. 17. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984. 10 18. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002. 19. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994. 20. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991; 21. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991; 22. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу 10 Календарно- тематическое планирование 34 часов (1 раза в неделю) № Тема занятия урока Дата проведения План 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Факт Правила ТБ и историявозникновения шахмат. Правила ТБ и историявозникновения шахмат. Обсуждение правил поведения зашахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами. Знакомство с шахматной доскойи правилами игры: Шахматная доска. Диагональ, горизонталь, вертикаль, Знакомство с шахматной доскойи правилами игры: Шахматная доска. Диагональ, горизонталь, вертикаль, Обучение ходам фигур,шах, мат,пат, шахматная нотация. Ладья.Знакомство с фигурой. Ладья.Дидактические игры. Слон.Знакомство с фигурой. Слон.Дидактические игры. Ферзь.Знакомство с фигурой. 22.11 .2019 Ферзь.Дидактические игры. Король.Знакомство с фигурой. Король.Дидактические игры. Пешка.Знакомство с фигурой. Пешка.Дидактические игры. Конь.Знакомство с фигурой. Конь.Дидактические игры. Понятие «Шах». Шах.Дидактические игры. Понятие «Шах». Шах.Дидактические игры. Понятие «Мат». Мат.Дидактические игры. Понятие «Мат». Мат.Дидактические игры. Решение заданий «Мат в один ход» надемонстрационной доске. Решение заданий «Мат в один ход»индивидуально каждым учеником. Решение заданий «Мат в один ход» надемонстрационной доске. Решение заданий «Мат в один ход»индивидуально каждым учеником. Решение заданий «Мат в один ход» надемонстрационной доске. Решение заданий «Мат в один ход»индивидуально каждым учеником. Показ «Линейного мата» надемонстрационной доске. Отработка «Линейного мата» ученикамив парах. Показ «Линейного мата» надемонстрационной доске. Отработка «Линейного мата» ученикамив парах. Показ «Линейного мата» надемонстрационной доске. Отработка «Линейного мата» ученикамив парах. Освоение основ дебюта. Основные дебютные принципы. 10 30 31 32 33 34 Типичные дебютные ошибки. Показ «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка «Детского мата» учениками впарах. Показ «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка «Детского мата» учениками впарах. Показ защиты от «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка защиты от «Детского мата» учениками в парах. Показ защиты от «Детского мата» надемонстрационной доске. Отработка защиты от «Детского мата» учениками в парах. 10 10