Положение о школьной службе медиации 22-23уч.год

Положение о Школьной службе медиации
1. Общие положения
1.1. Служба примирения является объединением учащихся и педагогов,
действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий
учащихся (воспитанников).
1.2. Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации
является:
 Конституция Российской Федерации;
 Гражданский кодекс Российской Федерации;
 Семейный кодекс Российской Федерации;
 Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Конвенция о правах ребенка;
 Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996,
2007 годов;
 «Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.»
2. Цели и задачи службы примирения
2.1. Целью службы примирения является:
2.1.1.
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных
форм разрешения конфликтов;
2.1.2.
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе
принципов восстановительной медиации;
2.1.3.
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2. Задачами службы примирения являются:
2.2.1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций,
кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников
конфликтов и криминальных ситуаций;
2.2.2. обучение школьников цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и ответственности;
2.2.3. информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях
восстановительной медиации;
1

3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не
разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет
информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по
согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба
примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. . В состав службы медиации могут входить школьники 7- 11
классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в
модели восстановительной медиации).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог
или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности
по руководству службой примирения приказом директора школы.
4.3. Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек,
прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели
восстановительной медиации).
4.4. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч.
4.5. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим
в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением,
могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы медиации
5.1. 1 . Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы,
членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во
встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в
известность администрация школы и родители, и при необходимости
производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
2

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной
ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.10. При необходимости служба медиации передает копию примирительного
договора администрации школы.
5.11. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность
за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба
медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в
письменном или устном соглашении.
5.12. При необходимости служба медиации информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального
педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
5.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
5.14. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение
супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам
восстановительной медиации.
5.15. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической
процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей.
Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в
медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей
или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы примирения
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется
помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также
возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
школьников.
6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога,
социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу
3

медиации или самим использовать восстановительные практики.
6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то
административные действия в отношении данных участников конфликта
приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных
действий принимается после получения информации о результатах работы службы
медиации и
достигнутых договоренностях сторон.
6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы
медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией
и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с
педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных
встречах большему числу желающих.
6.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о
приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных
документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого,
подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные
действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.

4

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПОЛОЖЕНИЮ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ»
1. Примерный план создания службы примирения школе
1. Принятие администрацией школы
примирения, заключение договора

решения

о

создании

Школьной

службы

2. Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию
сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей
преемственности службы
3. Подписание приказа о создании службы.
4. Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со
стандартами восстановительной медиации
5. Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число
конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к
конфликтам)
6. Отбор школьников на участие в базовом семинаре.
7. Проведение базового семинара
8. Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой
Школьной службы примирения

команды

9. Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей
восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу
10. Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки
педагогического коллектива (классных руководителей)
11. Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки
родителей
12. Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки
учеников
13. Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании
ШСП, на сайте школы
14. Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами
способов получения информации о конфликтах.
15. Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу
службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)
16. Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с
порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего
мониторинга. Написание отчетов по форме.
17. Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия
проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы
медиатора.
18. Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее
улучшения и влияния ШСП на школу
19. Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов»
количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая
оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения

5

20. Изучение
куратором
литературы
восстановительному правосудию.

по

восстановительной

медиации

и

21. Прохождение тренинга восстановительной медиации 2 ступени
22. Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества»
23. Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в
совместных мероприятиях сообщества медиаторов)
24. Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные
формы и мероприятия
25. Прохождение тренинга для тренеров
26. Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов
восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.

школы

1. Форма мониторинга деятельности службы примирения

Образова
тельное
учрежден
ие

Количество
медиаторов

Количество
завершённых
программ

Общее
количество
участников
программ

подростков

Количество
случаев,
рассмотренных
с участием
специалистов
из
территориальн
ых служб
примирения
(ТСП)

взрослых

Всего

Круги

Школьная
конференция

Медиация

подростков

взрослых

Коли
честв
о
посту
пивш
их
случа
ев

6

2. Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и
фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

7

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
2. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для
работы с использованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как
минимум, свое участие) в содеянном.
3. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП),
выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические
последствия успешного проведения программы;
4. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной
встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или
пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор
обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности,
непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или
криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных
органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ
разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на
протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их
реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный
выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
 достижение и удержание контакта со сторонами;
 создание условий для конструктивного выражения эмоций;
 создание безопасной атмосферы во время работы;
 создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно,
принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют
специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна
быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам –
безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен
позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :
 кто он и его роль в деле;
 роль и функции организации, которую он представляет;
 его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…).
Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий
программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или
службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша
организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом
и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах
добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней
8

участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую
информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах.
Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении,
в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.
2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с
точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
 помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать
о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о
друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его
последствиям);
 внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
 в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
 обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,
рассказать о ценностях восстановительной медиации.
 Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что
человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении
ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход
из ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
 какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти
выходы могут привести;
 пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
 варианты заглаживания вреда;
 в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на
адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании
вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
 если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы
несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и
ближайшего социального окружения;
 рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой
встречи;
 обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия,
направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются
стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
 предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет
обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
 проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного
соглашения;
 если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.
Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы
восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае
9

категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать
вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
 независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то
специалистов;
 если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной
своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
 рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах,
роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц).
Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении
правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести
дополнения;
 если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право
отказаться от участия в программе;
 пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за
безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть
ответственность сторон за принятие решения;
 обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место
встречи;
 поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи
1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече
(только результат или подписанный договор).
4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв,
перенести продолжение встречи на другой день.
5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с
медиатором.
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
1. заранее подготовить место для встречи сторон;
2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо –
познакомить участников друг с другом;
3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4. объявить основные пункты повестки дня.
2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе
встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это
10

помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению
друг к другу.
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече
и фиксация решений сторон.
Задачи:
1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2. поддержать извинения и прощение;
3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
5. обсудить и принять механизм реализации решений.
4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
 что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
 что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
 какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя
в этом;
 чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в какомлибо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.
5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
 фиксировать решения и четкий план их реализации;
 обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
 зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
6 фаза. Рефлексия встречи
 обсудить,
удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то
недоговоренное?
 спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг
другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
(Может проходить через 2-3 недели)
Задачи:
1. провести рефлексию результатов медиации;
2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;
3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций.
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
 как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?
 что важного для себя вы поняли в результате встречи?
 рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
 бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к
медиаторам?
11

5. Извлечение из «Стандартов восстановительной медиации»
Стандарты восстановительной медиации разработаны
Всероссийской Ассоциацией восстановительной медиации.

и

приняты

Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик:
медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги
сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат
ценности и принципы восстановительного подхода.
При разработке стандартов учтен опыт работы по проведению программ
восстановительного правосудия в различных регионах России в течение 12 лет.
Понятие восстановительной медиации
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с
помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия
для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о
приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о
заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или
криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность
освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода
из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора
с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Основные принципы восстановительной медиации
- добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон
к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее
начала, так и в ходе самой медиации.
- информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути
медиации, ее процессе и возможных последствиях.
- нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении
конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он
должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не
может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать
подозрения в поддержке одной из сторон.
- конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации
12

обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся
процесса медиации документов.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо
возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор
ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую
дело на медиацию.
Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу
медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников
должны быть изменены.
- ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение
принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны
конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам
принять то или иное решение по существу конфликта.
- заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в
заглаживании вреда, причиненного жертве.
- самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации
процесса медиации.
Процесс и результат медиации
Основой восстановительной медиации является организация диалога между
сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга.
Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации,
предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.
Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что
формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные
действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то
есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или
криминальной ситуации.
Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или
примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию.
Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при
принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она
направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности
13

к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится
естественным результатом такого процесса.
Деятельность служб примирения
Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах
примирения.
Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми
и самостоятельными. Деятельность служб примирения должна получить официальный
статус в рамках структур, в которых она создается.
Службы примирения могут создаваться как по ведомственному принципу (в
системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных,
правоохранительных органов и пр.), так и носить межведомственный, надведомственный
(службы при муниципалитетах, КДНиЗП и пр.) или территориальный характер.
Медиаторы, руководители и кураторы служб должны пройти специальную
подготовку.
Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ,
школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы,
основанные на принципах восстановительной медиации.
Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим
запросам и проведенным медиациям.
Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при
исполнении своих функций.
Особенности деятельности служб примирения в рамках органов и учреждений
системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних1.
Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе
учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных,
осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному)
принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут
поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты,
правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.
Территориальная служба примирения должна разработать положение, утвержденное
администрацией учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе
примирения в
устав
учреждения,
должностные
инструкции
реализующих
восстановительные программы специалистов и другие документы.
Территориальные службы могут реализовывать разные программы: медиацию, круги
сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции (при условии
прохождения подготовки по методике их проведения специалистами службы).

1

В описаниях они названы «территориальные службы примирения».

14

Руководитель (координатор, куратор) территориальной (муниципальной) службы
примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство
службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль
реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении,
выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами. По
согласованию с КДНиЗП служба может осуществлять мониторинг реализации программ
медиации на территории муниципального образования.
В территориальной (муниципальной) службе примирения медиаторами (при
условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) сотрудники данного учреждения;
б) взрослые (студенты, сотрудники общественной организации и т.д.) по
согласованию с администрацией учреждения. При территориальной (муниципальной)
службе примирения могут быть созданы детские волонтерские объединения по типу
школьных служб примирения.
Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в
следующих направлениях:
1. Проводить медиацию по конфликтным и криминальным делам из КДНиЗП,
судов, школ, по обращению граждан.
2. Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения
на территории.
3. Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.
4. Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на
территории.
Методисты территориальной службы примирения должны иметь подготовку в
качестве медиатора и тренера, опыт проведения программ. Методист может осуществлять
методическое сопровождение медиаторов различных служб примирения на территории
муниципального образования, проводить обучение медиаторов, в том числе учащихся
образовательных учреждений, супервизию, консультирование, давать экспертную оценку.
Программа примирения в территориальной (муниципальной) службе примирения
может проводиться между несовершеннолетними, несовершеннолетним(и) и взрослым(и),
между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего.
Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены на предварительную
встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о
медиации), но сама медиация проходит только добровольно. Если участниками
программы являются несовершеннолетние, то медиатору рекомендуется получить
разрешение родителей на участие их детей в восстановительной программе или
пригласить родителей участвовать в программе.
Результаты проведенной восстановительной программы могут быть учтены при
обсуждении семьи или ребенка в судебном заседании или на административном заседании
КДНиЗП, вынесении решения о дальнейшей судьбе участников программы.

15

Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут
осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в
исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений
среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и
взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения
специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации
или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в
качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие
службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в
образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы
примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и
криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог,
социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по
правам ребенка и прочее.
Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация,
родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого
медиатора.
Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на
предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и
рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их
участие в работе службы примирения.
Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть
утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение
дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие
документы.
Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие
взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется
пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их
16

детей в данной медиации.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (988)4342233

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».