Пояснительная записка к учебному плану на 2022-2023уч.год
МКОУ«Аксайская СОШ№2им.Х.Г.Магидова»
1. Общие положения
Учебный план
МКОУ «Аксайская СОШ №2им.Х.Г.Магидова»,реализующий основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования формируется в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Приказа № 254 от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с внесенными изменениями);
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СП 2.4.3648-20);
- Письма Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий;
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендациипо
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее
ПООП НОО), одобренной решением федерального учебного методического объединения по
общему образованию (протокол 1/22 от 18.03.2022 г.)
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее
ПООП ООО), одобренной решением федерального учебного методического объединения по
общему образованию (протокол 1/22 от 18.03.2022 г.)
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Аксайская СОШ№2им.Х.Г.Магидова»
(протокол педсовета от 30.08.2022 г. № 1).
Целью МКОУ «Аксайская СОШ №2им.Х.Г.Магидова», является создание оптимальных
условий для доступного качественного образования, развития, саморазвития и самореализации
обучающихся, воспитания творческой, физически здоровой, высоконравственной личности,
способной к формированию жизненных позиций и ценностей. Образовательное учреждение,
организуя образовательную деятельность, решает следующие задачи:
-обеспечение реализации прав ребенка на качественное и доступное образование;
-обеспечение преемственности и открытости в сфере образования, представляющей каждому
обучающемуся сферы деятельности, необходимые для его самореализации и направленные на его
развитие;
-построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций,
воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, краю, государству;
-формирование культуры здорового образа жизни;
-разработка и внедрение актуального содержания образования в школе.
Учебный план МКОУ «Аксайская СОШ №2им.Х.Г.Магидова», составлен таким образом, что
включенные в него образовательные компоненты обеспечивают преемственность в обучении,
позволяют учитывать уровень подготовки обучающихся к усвоению образовательных программ, и
создают условия для развития способностей обучающихся
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ «Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова» Образовательные программы разработаны в соответствии с ФГОС начального
общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП2004.
Учебный план МКОУ «Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова»» на 2022-2023учебный год
предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования
для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования
для X-XI классов.
Учебный год в МКОУ «Аксайская СОШ №2им.Х.Г.Магидова» начинается 01.09.2022г.
Особенности организации образовательной деятельности на уровне основного общего
образования:
-5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9
классов;
Школа работает в режиме шестидневной недели, исключая 1-е классы, которые учатся в режиме
пятидневной недели. Продолжительность учебного года в 1-м классе – 33 учебные недели; во 2-9х и 10-11х классах – 34 недель.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и
более 3190 часов.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе – в I полугодии – 35 минут, во II полугодии – 45 минут (по решению МКОУ
«АксайскаяСОШ №2 им. Х.Г.Магидова»). Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной
учебной неделе и только в первую смену без балльного оценивания знаний обучающихся и без
домашних заданий. В сентябре-октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день
по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый, в январе-мае – по
4 урока по 45 минут каждый.
- во 2-4 классах 45 минут .
Начало занятий в 1 смену в 800. Занятия заканчиваются в 13.00. Начало занятий во 2 смену в
13.00. Занятия заканчиваются в 17.55. Продолжительность учебного года:
5-11 классы - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).
Продолжительность урока во 2-11 классах - 45 минут. Общий объем каникулярного времени в
учебном году составляет 30 календарных дней. В первых классах предусмотрены дополнительные
каникулы в феврале сроком одна неделя. Общий объем каникулярного времени в первых классах
в учебном году составляет 37 календарных дней
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышало (в астрономических часах):
во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4 классе -2 часа.
- домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах: 6-8-м - до 2,5 ч., в 9-м – до 3,5 ч.;
Особенности организации образовательной деятельности на уровне среднего общего образования:
- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования для
10-11 классов очной формы обучения;
-домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах:
в 10 - 11-м - до 3,5 ч.
Максимальная недельная образовательная нагрузка учащихся основной школы соответствует
нормативным требованиям СанПиН 2.4.2. 2821-10 п. 10.5 и составляет при 6-дневной учебной
неделе:
в 2 классе - 28 часа;
в 3 классе - 28 часов;
в 4 классе - 28 часов;
в 1 классе при 5-дневной учебной неделе - 22 часа.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.
Магидова».МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» разрабатывает образовательные
программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с
учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.
Учебный план образовательных организаций на 2022-2023 учебный год предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования для X-XI классов.
Учебный год в МКОУ « Аксайская СОШ №2 им. Х.Г. Магидова» начинается 01.09.2022г.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения,
предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому
языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав
обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков
народов Российской Федерации.
В соответствии с обновленными ФГОС (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» для организаций, в которых языком образования является русский язык,
изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии
возможностей организации и по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего
образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
- при проведении занятий по родному языку в МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.
Магидова» , в котором наряду с русским языком изучается родной язык (1-4 классы) и по
иностранному языку (2-4 классы);
-при проведении занятий по родному языку из числа языков народов Российской
Федерации в МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г. Магидова» , где наряду с русским языком
изучается родной язык (5-9 кл.),по 2 часа в неделю, (10-11кл) по 3 часа в неделю и по
иностранному языку (5-11 кл.) по 3 часа в неделю , технологии (5-7 кл.) по 2 часа в неделю и (89кл.)по 1 часу в неделю.
В учебном плане МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г. Магидова», в котором обучение
ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана, для изучения
родного языка созданы учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно
быть не менее 5 учащихся одной национальности.
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной
программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы:
МКОУ«АксайскаяСОШ№2им.Х.Г.Магидова» для использования при реализации образовательных
программ выбрал:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от № 254 от 20 мая 2020 г.);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных
программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений,
учебного плана основных общеобразовательных программ.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от форм, используемых
преимущественно на урочных занятиях. В силу этого традиционные для урока лекции, опросы,
домашние задания не рекомендуется использовать в рамках внеурочной деятельности. Приоритет
следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию
(обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, опыты, эксперименты, конкурсы,
коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.), и которые по возможности
стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы,
концерты, театрализации, подвижные игры, творческие акции, трудовые дела и т.п.).
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной
образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный
раздел основной образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной
организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с учетом соответствующих примерных
основных образовательных программ.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в
зависимости от уровня общего образования:
- до 1320 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;
- до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;
- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая
утверждена МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» с учетом запросов семей, интересов
обучающихся и школы.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному
принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с
использованием дистанционных образовательных технологий.
Формы реализации внеурочной деятельности МКОУ«АксайскаяСОШ№2им. Х.Г.Магидова»
определяет самостоятельно.
2. Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как
один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной деятельности,
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными
механизмами реализации основной образовательной программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
может быть использовано.
- на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные.
Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (1 час в
неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на изучение учебного предмета «Родной
язык».
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в
рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей
(законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются
учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно
формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных
групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого
взаимодействия
При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с
русским языком изучается родной язык (1-4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы)
осуществляется деление классов на две и более группы.
Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34
недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч и более 3190 ч в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 мин (сентябрь-декабрь), 40 мин (январь-май);
во 2-4 классах — 40- мин (по решению МКОУ«АксайскаяСОШ№2им. Х.Г.Магидова»).
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся
и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся
при получении начального общего образования (до 1320 часов за четыре года обучения) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
В соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ «Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова» в 2022-2023 уч. г.1-х-4-х классах введены следующие курсы по внеурочной
деятельности:
-разговор о важном-1час
- читательская грамотность-1час. Во2-х-4-х классах отводится 1час в неделю.
-начальное техническое творчество-1час
«Шахматы» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Продолжительность занятий 40 минут
Формы проведения промежуточной аттестации в 2-4 классах МКОУ «Аксайская
СОШ№2им.Х.Г.Магидова
Учебные
предметы
Русский язык
Русская
литература
Родной язык
(аварский,
кумыкский)
Родная
литература
(аварский,
кумыкский)
Иностранны
й язык
(английский)
2 класс
Диктант
Тест
3класс
Диктант
4класс
Диктант
Тест
Тест
Диктант
Диктант
Диктант
Сочинение
Сочинение
Сочинение
Контрольн
Контрольная
ая работа
работа с
с
элементами
элементам
теста
и теста
Математика
Контрольн
Контрольная
работа
ая
работа
Окружающий Тест
Тест
мир
Музыка
Тест
Тест
Изобразительн Проектная
Проектная
ое
работа
работа
искусство
Технология
Проектная
Проектная
работа
работа
Физическая
Зачѐт
Зачѐт
культура
Контрольная
работа с
элементами
теста
Контрольная
работа Тест
Тест
Проектная
работа
Проектная
работа
Зачѐт
Особенности учебного плана для 5-9классов (ФГОС ООО)
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа
основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» предусматривает возможность
введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы
обучающихся. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся
и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы
Учебный план МКОУ«Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» обеспечивает преподавание и
изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и
изучения родного языка.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может
предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования):
Реализация учебного плана 5-9-х классов уровня основного общего образования направлена на
обеспечение преемственности в формировании базовых основ и фундамента последующего
обучения, в том числе:
-учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать,
сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими
людьми.
Учебный план 5-9-х классов отражает содержание образования, которое обеспечивает решение
важнейших целей основного образования:
- формирование мировоззренческой сферы обучающихся, знание основных норм морали,
нравственных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с
учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей каждой предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных
областей.
- готовность к продолжению образования;
- развитие коммуникативных умений, способностей к творческой деятельности;
- личностное развитие обучающихся в соответствии с индивидуальностью.
Учебный план основного общего образования ориентирован на формирование прочных,
устойчивых, глубоких знаний основ гуманитарных наук, формирование коммуникативных, общих
и специальных умений и навыков, повышение мотивации обучения через активизацию
познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей
Деление классов на две группы происходит (при наполняемости не менее 20 человек) на уроках:
- иностранного языка
- технология
- информатика и ИКТ
- физической культуры
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и
более 5549 академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно.
Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. При 6-дневной учебной
неделе в 5, 6, 7 классах — 32, 33, 35 часов соответственно, в 8 и 9 классах — 36 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность урока в основной школе составляет 40–45 минут. Для классов, в
которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, — 40 минут. Во время
занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
При реализации примерного недельного учебного плана количество часов на физическую
культуру составляет 2, третий час должен быть реализован образовательной организацией за счет
часов внеурочной деятельности и/или за счет посещения учащимися спортивных секций.
В соответствии с законодательством Республики Дагестан изучение государственных
языков (родных языков) Республики Дагестан обязательно и следует организовать на основе
примерных рабочих программ по родным языкам и родной литературе, включенных в
федеральный реестр образовательных программ https://fgosreestr.ru.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее предметная область ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования
предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов
России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
ОДНКНР рекомендовано предусмотреть в учебном плане МКОУ«Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова» за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений (34 часа в год) в V классе.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345
определены учебники, которые используются при изучении предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры России».
Все предметы инвариантной части базисного учебного плана в учебных планах всех классов
основной школы присутствуют, норма учебных часов, предназначенных на изучение предметов,
не меньше.
Изучение предметных областей должно обеспечивать
Предметные
области
Русский язык и
литература
Основные задачи реализации содержания
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и
воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным
ростом, способствующим духовному, нравственному, творческому,
эмоциональному, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность
дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм; обогащение
активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов.
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе
как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
Родной язык и
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
родная литература обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира,
в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью
Иностранные
своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы
языки
разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной
(иностранный
компетентности;
язык, второй
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
иностранный язык) компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса,
дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том
числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению
второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного
языка как средства получения информации, позволяющей расширять
свои знания в других предметных областях.
Математика и
информатика
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни
человека;
формирование представлений о социальных, культурных и
исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки,
позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области "Математика и
информатика" обучающиеся развивают:
логическое и математическое мышление, получают представление о
математических моделях;
овладевают математическими рассуждениями;
учатся применять математические знания при решении различных
задач и оценивать полученные результаты;
овладевают умениями решения учебных задач;
развивают математическую интуицию;
получают представление об основных информационных процессах в
реальных ситуациях.
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации;
владение
экологическим мышлением, обеспечивающим
Общественно
понимание
взаимосвязи между природными, социальными,
-научные предметы
экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество
жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов
адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
Основы духовно- основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве;
нравственной
культуры народов формирование представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России
России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
Естественнонаучные
предметы
Искусство
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных
исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее
применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья
людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и
адекватной оценки полученных результатов, представления научно
обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе
учебных задач.
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления
обучающихся, способности воспринимать эстетику природных
объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать
гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать
свое отношение
художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к
культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам
мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Технология
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в
процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах
научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую
направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать
экологическое мышление в разных формах деятельности.
физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное
развитие личности обучающихся с учетом исторической,
общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
формирование и развитие установок активного, экологически
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение основами современной культуры безопасности
Физическая
жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества
культура и
окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
основы
понимание роли государства и действующего законодательства в
безопасности обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
жизнедеятель развитие двигательной активности обучающихся, достижение
ности
положительной динамики в развитии основных физических
качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
установление связей между жизненным опытом обучающихся и
знаниями из разных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа
основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами
«Русский язык» и «Литература». На изучение русского языка отводится в 5 классах по 5 часов в
неделю, в 6 классах по 6 часов в неделю, в 7 классах по 4 часа. На изучение литературы отводится
в 5-6 классах по 3 часа в неделю, в 7 классах по 2 часа Учебный предмет «Русский язык». На
изучение русского языка в 8-9 классах отведено количество часов в соответствии с требованиями
Федерального базисного учебного плана. В 8-9 классах – 3 часа в неделю. На изучение учебного
предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю в 8-9 классах.
Предметная область «Иностранные языки» представлена учебным предметом «Иностранный
язык (английский)». На изучение иностранного языка (английского) отводится в 5-7 классах по 3
часа в неделю. На изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский язык)» в 8-9
классах отводится 3 часа в неделю с делением на группы.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами
«Математика», «Алгебра», «Геометрия». На изучение учебного предмета «Математика» в 5-9
классах согласно Федеральному базисному учебному плану отводится 5 часов в неделю. На
изучение математики отводится в 5-6 классах по 5 часов в неделю, на изучение учебного предмета
«Алгеба» отводится в 7-9 классах по 3 часа, а на изучение учебного предмета «Геометрия»
отводится в 7 классах по 2 часа.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается как самостоятельный учебный предмет в
количестве 1 часа в неделю в 7-9 классах по 1 часу в неделю, согласно Федеральному базисному
учебному плану. Предусмотрено деление классов на группы.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного
общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали,
культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли
традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Так как предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, в учебном
плане образовательной организации необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю
(34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 № 345 определены учебники, которые используются при изучении предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры России».
Предметы этнокультурного компонента. «Концепция нового учебно-методического
комплекта по отечественной истории» включает в себя
Историко-культурный
стандарт,
который определяет основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной
школе, в том числе и по изучению региональной истории. Изучение предмета «История
Дагестана» должно идти параллельно (синхронно) с изучением предмета «История России». В
связи с этим должна быть разработана авторская программа и учебные материалы,
предусматривающие порядок изучения истории Дагестана в соответствии с линейной структурой
изучения курса отечественной истории. Региональной тематике могут посвящаться как целый
урок, так и его фрагмент, в содержании предметов можно выделить ключевые явления, процессы,
которые могут изучаться как на уровне России, так и региона.
Реализация содержания региональных особенностей Географии Дагестана возможна через
включение тем по региональной географии в процессе изучения предмета «География» (8-9
классы), решение комплексных и интегрированных ситуационных и практико-ориентированных
задач, расчетных задач, проектов, уроков-диспутов, уроков-исследований и др.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования основная образовательная
программа общеобразовательной организации включает часть, формируемую участниками
образовательных отношений, которая может включать вопросы, связанные с региональной
(краеведческой) спецификой развития, куда могут быть включены предметы «История
Дагестана» отдельной дисциплиной.
Изучение учебного предмета « История» в V- IXклассах осуществляется по линейной модели
исторического образования (изучение истории в IXклассе завершается 1914годом). Предметная
область «Общественно-научные предметы» представлена в 5-9 классах учебными предметами
«История», «Обществознание», «География». На изучение истории отводится в 5-9 классах по 2
часа в неделю. В 5-х классах «Всеобщая история». В 6-7 классах по 1 часу на «Всеобщую
историю» и «Историю России». На изучение обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в
неделю. На изучение географии отводится в 5-6 классах по 1 часу в неделю, в 7-9 классах по 2
часа.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлена в 5-9 классах учебным
предметами «Биология» (1 час в неделю в 5-7 классах). Учебный предмет «Биология» изучается
в 8-9классах в количестве 2 часа в неделю. Учебный предмет «География» изучается в 56классах( по 1часу в неделю), в 7-9-х классах (по2 часа в неделю).
Учебный предмет «Физика» изучается в 7-8- классах в количестве 2 часов в неделю согласно
Федеральному базисному учебному плану. В 9-хклассах предмет «Физика» изучается 3часа в
неделю в соответствии с положением Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы
основного общего образования по физике. Новизна данной программы определяется тем, что для
изучения вводится новая тема «Строение и эволюция Вселенной», вводятся несколько новых (по
сравнению с предыдущем стандартом) требований к сформированности экспериментальных
умений, а так же увеличено количество часов на изучение курса. Успешность изучения предмета
связана с овладением научными терминами, соблюдением техники безопасности при выполнении
учебного эксперимента, осознанием многочисленных связей физики с другими предметами.
Учебный предмет «Химия» изучается с 8 класса по 9 класс в количестве 2 часов в неделю
согласно Федеральному базисному учебному плану
В рамках курса «Искусство» учебный предмет «Изобразительное искусство» преподаётся в 5-7
классах по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Музыка» преподаётся в 5-8 классах по 1 часу в
неделю. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» (по 2
часа в неделю в 5-7 классах) . Учебный предмет «Технология» рассчитан в 8 классах на 1 час в
неделю .В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIIIкласса для
обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного предмета
«Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и графика»(в том числе с
использованием ИКТ
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
представлена в 5-9 классах учебным предметом «Физическая культура»). Количество часов на
учебный предмет «Физическая культура» в 5-9 классах – 3 часа в неделю (в соответствии с
приказом МОиН РФ от 30.08.10. № 889) для увеличения двигательной активности обучающихся,
внедрения современных систем физического воспитания.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается за счёт
федерального компонента в 8-9х классах по 1 часу в неделю.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности
на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350
часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на
внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750
часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное
время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием
на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах,
поездках и т. д.).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания
внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, изменяется, например, в 5
классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации
может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе - в связи с организацией
предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на внеурочную деятельность может
различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем,
возникающих в том или ином ученическом коллективе.
Формы реализации внеурочной деятельности МКОУ«Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова»определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки,
на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МКОУ«Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова» предусматривает использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие
необходимыми ресурсами.
В соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ «Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова» в 2022-2023 уч. г.введены следующие курсы по внеурочной деятельности:
-разговор о важном
-финансовая грамотность-математическая грамотность-читательская грамотность-креативное мышление-естественно- научное направлениеНа изучение курсов отводится по 1 часу в неделю
В соответствии с планом внеурочной деятельности МКОУ «Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г.Магидова» в 2022-2023 уч. г. на изучение курса «Шахматы» в 5-7 классах отводится 1 час в
неделю. Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая по запросу участников образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
участников образовательных отношений. Запросы участников образовательных отношений
выявляются методом анкетирования и учитываются при составлении учебного плана школы.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на увеличение
учебных часов, предусмотренных на углубленное изучение отдельных предметов обязательной
части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные. Эта часть
учебного плана составлена с учётом особенностей, образовательных потребностей и интересов
всех участников образовательных отношений.
Один час учебного плана из части, формируемой участниками образовательных отношений,
выделен на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение предмета обязательной
части учебного плана «Обществозание» по 1 часу в 5х классах для развития интереса к изучению
обществознания, развития творчества, логического мышления, познавательной деятельность
учащихся.
Один час учебного плана из части, формируемой участниками образовательных отношений,
выделен на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение предмета обязательной
части учебного плана «Русский язык» по 1 часу в 7-9х классах для овладения русским языком
как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развития готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладения важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию
из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
осуществлять информационную переработку текста и др..
Один час учебного плана из части, формируемой участниками образовательных отношений,
выделен на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение предмета обязательной
части учебного плана «Биология» - по 1 часу в 6- 7 классах для реализации курса.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России реализуется
через включение учебных предметов, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.
Учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» » в 5-х и 9-хклассах (по1часу в
неделю) , и учебный предмет «История Дагестана» в 8-9классах(по1часу в неделю)
Таким образом, учебный план МКОУ «Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» для 5-9 классов на
2022-2023 учебный год в полной мере обеспечивает выполнение федеральных государственных
образовательных стандартов, способствует реализации цели, которую поставил перед собой
педагогический коллектив, сохраняет преемственность с учебным планом 2019-2020 учебного
года. Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством педагогических кадров,
дидактическим материалом, литературой, электронными пособиями, мультимедийными учебными
материалами. Особенности учебного плана для 8-9 классов
Особенности учебного плана для 10-11 классов (ФК ГОС)
Программа ФГОС СОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет
требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива гимназии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования):
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего
общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех
предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на
базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы
среднего общего образования.
ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий
на уровне среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов.
В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590 часов
(не более 37 часов в неделю).
Общие подходы к организации внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности
включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и
организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по
выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение
благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему
воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования
каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных
мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения
(естественно-научный,
гуманитарный,
социально-экономический,
технологический,
универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной
деятельности определяется с учетом особенностей образовательных организаций.
В МКОУ «Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» составлен учебный план исходя из своего
календарного учебного графика на текущий учебный год.
Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература»,
«Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История», «География», «Экономика»,
«Право», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и
начала математического анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Химия»,
«Биология» изучаются на базовом уровне.
В 2022-2023 учебном году ФГОС СОО реализуется в 10 и 11 классах МКОУ «Аксайская СОШ №2
им. Х.Г.Магидова»
Примерный учебный план МКОУ «Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» для X-XI
классов на основе ФГОС СОО реализует модели универсального (непрофильного) обучения,
предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.
Программа ФГОС СОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Универсальное обучение направлено на достижение старшеклассниками базового уровня
образованности, создание условий для завершения самоопределения старшеклассников и
завершение полноценного образования разными категориями обучающихся в соответствии с их
способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Достижение поставленной
цели обеспечивается проектированием индивидуальных образовательных траекторий. На уровне
среднего общего образования учебный план построен на принципах дифференциации содержания
обучения, формирования ключевых компетенций, обеспечения условий для допрофессиональной
ориентации, расширения возможностей социализации обучающихся.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива гимназии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования):
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам
среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных
предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего
образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основной
образовательной программы среднего общего образования.
ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий
на уровне среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов.
В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590 часов
(не более 37 часов в неделю).
Общими для включения во все учебные планы являются обязательные учебные предметы
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и
«Геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный (ые) проект (ы).
Индивидуальный проект как особая форма организации обучающихся(учебное
исследование или учебный предмет)выполняется обучающимися самостоятельно под
руководством учителя пол выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической,
учебно- исследовательской, социальной, художественно -творческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования
илиразработанногопроекта:информационного,творческого,социального,прикладного,инновационн
ого,конструкторского, инженерного.
МКОУ «Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова» составляет учебный план исходя из своего
календарного учебного графика на текущий учебный год.
Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература»,
«Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История», «География», «Экономика»,
«Право», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» или
«Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», «Информатика», «Физика»,
«Химия», «Биология» изучаются на базовом уровне
Федеральный компонент
На изучение учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне в 10-11 классах отводится 1
час в неделю.
Учебный предмет «Литература» изучается в 10-11 классах на базовом уровне по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» изучается на базовом уровне в 10-11
классах по 3 часа в неделю с делением класса на группы.
«Родной язык» и «Родная литература», будут достигнуты в рамках изучения учебных предметов
«Родной язык» и «Родная литература» направлено на развитие речи, мышления, воображения
школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на
воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к родному языку, пробуждение
познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Для его изучения
отводится в 5-9 классах 3 часа.
Допускается реализация учебного предмета «Математика» в XI классе учебными предметами
«Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» в соответствии с образовательной программой
МБОУ «Аксайская СОШ №2 им. Х.Г.Магидова»
На изучении учебного предмета «Математика» в 10-11 классах на базовом уровне отводится 4
часа в неделю.
На изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах на базовом уровне
отводится 1 час в неделю с делением класса на группы.
На учебный предмет «История» в 10-11 классах на базовом уровне отводится 2 часа «Всеобщая
история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним
общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы.
Независимо от принятой в МБОУ «Аксайская СОШ№2им.Х.Г.магидова» системы текущей и
промежуточной аттестации обучающихся в аттестат выпускнику выставляется единая отметка по
учебному предмету «История».Изучение учебного предмета «История» в XI классе 2022/2023
учебного года осуществляется по линейной модели исторического образования (1914-1945 годы).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» (2 часа в
неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут
преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве самостоятельных
учебных предметов.
На учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» в 10-11 классах на
базовом уровне отводится 2 часа.
Учебный предмет «География» изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю в 10-11 классах.
Изучение естественнонаучных предметов в XI классе может быть обеспечено как
интегрированным учебным предметом «Естествознание», так и отдельными учебными
предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне учебные предметы «Химия» и
«Биология» изучаются по I часу в неделю (всего 34 часа каждый), учебный предмет «Физика» - 2
часа в неделю (всего 68 часов).
На учебный предмет «Физика» на базовом уровне в 10-11 классах выделяется 2 часа.
Учебный предмет «Химия» в 10-11 классах изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю на
базовом уровне.
Учебный предмет «Биология» в 10-11 классах изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю.
В 10-11 классах на базовом уровне изучается курс «Искусство» (Мировая художественная
культура) (1 час в неделю).
На учебный предмет «Технология» в 10-11 классах на базовом уровне выделено по 1 часу в
неделю.
На учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах отводится по
1 часу на базовом уровне. Количество часов учебного предмета «Физическая культура»
составляет на базовом уровне 3 часа в неделю в 10-11 классах.
Учебный предмет «Астрономия» вводится в X классе как отдельный обязательный учебный
предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование
основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы
небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на
базовом уровне и является обязательным (не менее 35 часов за года обучения) .
Региональный компонент
На изучение предмета «Русский язык» в 10 классе к 1 часу федерального компонента учебного
плана дополнительно из регионального компонента добавлены 2 часа с целью систематизации
знаний, совершенствования практических умений и навыков, а также для подготовки
обучающихся к государственной (итоговой) аттестации (итого 3 часа в неделю). В11классе к
2часам федерального компонента учебного плана дополнительно из регионального компонента
добавлен 1 часа с целью расширенного изучения основных разделов литературы,
совершенствования речевой культуры, подготовку к итоговому сочинению.
С учётом социального заказа обучающихся и их родителей (законных представителей) из
компонента образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Математика» в 1011 классах добавлен 1 час (итого 5 часов в неделю) с целью систематизации знаний,
совершенствования практических умений и навыков, а также для подготовки обучающихся к
государственной (итоговой) аттестации). С учётом социального заказа обучающихся и их
родителей (законных представителей) из компонента образовательного учреждения добавлено по
1 часу (итого 2 часа в неделю) в 10-11 классах на изучение учебного предмета «Биология»,и
«Химия» с целью систематизации знаний, совершенствования практических умений и навыков, а
также для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации
В 10-11-х классах за счёт регионального компонента количество часов на изучение учебных
предметов «Дагестанская литература» и «История Дагестана» добавлено по 1 часу (итого час
в неделю) содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.
С учётом социального заказа обучающихся и их родителей (законных представителей) из
компонента образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Родной язык» ,
«Родная литература»в 10-11 классах добавлен 1 час(итого 1 час в неделю) «Дагестанская
литература»
Таким образом, общая нагрузка на обучающегося, определенная Базисным учебным планом,
соблюдается. Количество часов, определенное Базисным учебным планом на каждый отдельный
образовательный компонент соблюдается, дает все возможности для качественного освоения
учебных программ.
Учебный план среднего общего образования МКОУ « Аксайская СОШ №2им.Х.Г.Магидова»
создаёт условия для выбора обучающимися определённых предметов с целью развития
познавательных интересов и личностного самоопределения, завершения самоопределения
старшеклассников и проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Для
реализации учебного плана школа имеет необходимое кадровое, методическое и материальнотехническое обеспечение
На основании ст.58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Положения о форме, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Аксайская СОШ им.
Х.Г.Магидова», с целью определения степени усвоения учебного материала по предметам
учебного плана в соответствии с образовательными программами за 2021-2022 учебный год,
решения педагогического совета (протокол № 4 от 05.05.2021г.)
Формы проведения промежуточной аттестации в 5-8,10 классах
Учебные
предметы
Русский язык
Русская
литература
Родной язык
(аварский,
кумыкский)
Родная
литература
(аварский,
кумыкский)
Иностранны
й язык
(английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознани
е
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительн
ое
искусство
Технология
Основы
безопасности
жизнедеятельн
ости
Физическая
культура
5 класс
Диктант
6класс
Диктант
Формы проведения
7класс
8 класс
Изложение
Изложение
10
Изложение
Тест
Тест
Сочинение
Сочинение
Сочинение
Проектная
работа
Проектная
работа
Проектная
работа
Проектная
работа
Диктант
Проектная
работа
Проектная
работа
Проектная
работа
Проектная
работа
Диктант
Контрольн
ая работа
с
элементам
и теста
Контрольн
ая
работа
-
Контрольная
работа с
элементами
теста
Контрольная
работа с
элементами
теста
Контрольная
работа с
элементами
теста
Контрольная
работа с
элементами
теста
Контрольная
работа
-
-
-
-
-
Тест
Тест
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Тест
Тест
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Тест
Тест
-
Тест
Тест
Тест
Тест
-
Тест
-
Тест
Тест
Проектная
работа
Тест
Тест
Проектная
работа
Тест
Контрольная
работа
Тест
Тест
Проектная
работа
Тест
Контрольная
работа
Тест
Тест
Тест
Проектная
работа
-
Проектная
работа
-
Проектная
работа
-
Проектная
работа
Тест
Зачѐт
Зачѐт
Зачѐт
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Тест
Тест
Тест
Тест
Контрольная
работа
Тест
Тест
Тест
Тест
Зачѐт